История создания и развития ЕАГ

Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) была образована 6 октября 2004 года на Учредительной конференции в Москве с участием шести государств-учредителей: Беларуси, Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана. В 2005 году в ЕАГ в качестве государства-члена вошел Узбекистан, ранее имевший статус наблюдателя в ЕАГ. В 2010 году восьмым государством-членом ЕАГ стал Туркменистан, до этого участвовавший в деятельности группы в качестве наблюдателя.

Создание ЕАГ для стран евразийского региона, не входивших в существующие региональные группы по типу ФАТФ, было призвано сыграть важную роль в деле снижения угрозы терроризма и обеспечения прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств региона, а также вовлечения государств региона в международную систему противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Важно было организовать в рамках новой структуры работу по техническому содействию государствам — членам ЕАГ в создании национальных систем ПОД/ФТ.

Впервые Россия выступила с инициативой по учреждению ЕАГ на Пленарном заседании ФАТФ в октябре 2003 года, затем этот вопрос обсуждался в феврале 2004 года на международном совещании «Сотрудничество государств-участников СНГ в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма» с участием представителей стран СНГ Китая, а также ряда международных организаций. Получив одобрение, Россия вынесла свое предложение на рассмотрение Совета министров иностранных дел государств — участников СНГ. СМИД СНГ принял решение поддержать инициативу Российской Федерации и рекомендовал заинтересованным государствам провести учредительную конференцию по созданию региональной группы по типу ФАТФ, что было реализовано 6 октября 2004 года.

Россия взяла на себя содержание секретариата ЕАГ и финансирование иной деятельности ЕАГ.

Ключевая цель ЕАГ заключается в оказании содействия государствам региона в создании и развитии национальных систем противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Ключевые задачи ЕАГ:

  • содействие в распространении международных стандартов в сфере ПОД/ФТ в евразийском регионе и во внедрении государствами — членами ЕАГ 40+9 Рекомендаций ФАТФ;
  • разработка и проведение совместных обучающих мероприятий в области ПОД/ФТ в пределах компетенции подразделений финансовой разведки;
  • осуществление программ взаимной оценки государств — членов ЕАГ на базе 40+9 Рекомендаций ФАТФ, включая изучение эффективности законодательных и иных мер;
  • координация программ сотрудничества с международными организациями, рабочими группами и заинтересованными государствами;
  • анализ типологий в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма и обмен опытом противодействия таким преступлениям с учетом особенностей региона;
  • оказание технического содействия государствам — членам ЕАГ.
  • Реализация этих задач направлена на повышение эффективности режимов ПОД/ФТ в каждой стране Группы и увеличение потенциала экономического роста и устойчивого развития региона за счет следующих факторов:
  • снижение угрозы терроризма в регионе и на международном пространстве;
  • обеспечение прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств региона;
  • обеспечение безопасности жителей региона путем создания условий для борьбы с серьезными преступлениями экономической направленности, в том числе и на трансграничном уровне;
  • увеличение потенциала экономического роста и устойчивого развития региона;
  • снижение уровня преступности, включая преступления коррупционной направленности;
  • сокращение теневой экономики;
  • создание благоприятных условий для развития легального бизнеса в частном секторе;
  • улучшение управляемости финансового сектора и всей экономики;
  • более активное вовлечение в деятельность международного финансового сообщества государств евразийского региона;
  • повышение инвестиционной привлекательности стран евразийского региона благодаря общему укреплению финансовой системы и репутации государств в глазах международного сообщества.